Астрономы обнаружили воду на молодом газовом гиганте HR 8799c

Планетарная система HR 8799 в представлении художника. Авторы и права: W. M. Keck Observatory / Adam Makarenko / C. Alvarez.

Астрономы, использующие инфракрасный спектрограф NIRSPEC, установленный на телескопе Кек II в обсерватории Кека, подтвердили наличие воды, а также отсутствие метана, в атмосфере HR 8799c – внесолнечной планеты примерно в 7 раз массивнее Юпитера, которая совершает один оборот вокруг своей звезды-хозяина каждые 200 лет. В то время как другие астрономы ранее проводили аналогичные исследования HR 8799c, новые данные демонстрируют возможноси технологии, известной как адаптивная оптика.

Съёмка экзопланет – сложная задача. Свет от родительских звёзд затмевает планеты, что затрудняет их восприятие.

До настоящего времени было отображено более дюжины экзопланет, в том числе и HR 8799c, а также три её планетарных соседа.

На самом деле, HR 8799, которая расположена примерно в 129 световых годах от нас в созвездии Пегаса – это единственная система с несколькими планетами, которую удалось визуализировать.

Как только изображение планеты получено, астрономы могут использовать инструменты, называемые спектрометрами, чтобы разделить свет, идущий от планеты на составляющие, подобно тому, как призма, превращает солнечный свет в радугу, что позволяет выделить различные химических элементы. На сегодняшний день эта стратегия применялась для изучения атмосферы всего нескольких гигантских экзопланет.

“Прямо сейчас, благодаря телескопам обсерватории Кека, мы можем узнать о физике и динамике этих гигантских экзотических планет, которые ничем не отличаются от наших собственных соседей”, – сказал доктор Цзи Ван (Ji Wang), астроном из Университета штата Огайо.

В новом исследовании доктор Ван и его коллеги объединили инструмент NIRSPEC и мощную адаптивную оптику телескопа Кека, что позволило провести самые точные измерения атмосферных составляющих планеты, подтвердив наличие воды и отсутствие метана.

Результаты исследования были опубликованы 20 ноября в Astronomical Journal.

Больше информации: http://iopscience.iop.org/