Есть ли жизнь вокруг старых звёзд?

Эта иллюстрация показывает нижнюю границу обитаемости с точки зрения массы планеты. Авторы и права: Harvard SEAS.

Во Вселенной можно найти звёзды любого возраста. Возраст древнейших экзопланет, обнаруженных при помощи космического телескопа “Кеплер” (НАСА) достигает 11 миллиардов лет, и последние исследования говорят, что вокруг других звёзд могут существовать миры идентичные нашей Земле, которые могут обладать пригодными для жизни условиями. Обычно астрономы изучают звёзды среднего возраста такие, как наше Солнце, однако обитаемые миры можно найти и около более старых звёзд.

В недавно проведённой работе Рамсес М. Рамирес (Ramses M. Ramirez) и Лиза Kaltenegger (Lisa Kaltenegger) смоделировали расположение обитаемых зон для стареющих звёзд и период на протяжении которого там могут находиться планеты, поддерживающие жизнь. Обитаемая зона – представляет собой область вокруг звезды, где вода на поверхности планеты будет находится в жидкой форме.

“Когда звезда, подобная Солнцу, стареет обитаемая зона перемещается к внешним границам системы тем самым предоставляя второе дыхание более далёким планетам”, – сказал Рамирес, ведущий автор исследования. “Например, в нашей солнечной системе в настоящее время объекты такие как Европа и Энцелад заморожены, однако через 1-2 миллиарда лет они, возможно, станут пригодными для жизни”, – добавил он.

В зависимости от массы звезды, планеты и их спутники могут находиться в обитаемой зоне до 9 миллиардов лет. Земля, например, находится в обитаемой зоне нашего Солнца уже около 4,5 миллиардов лет и большую часть этого времени она изобиловала различными формами жизни. Тем не менее, в течение пары миллиардов лет наше Солнце станет красным гигантом, поглотит Меркурий и Венеру, а Землю и Марс превратит в раскалённые скалистые планеты абсолютно непригодные для жизни.

“Для звёзд, подобных нашему Солнцу, но более старых, жизнь в новых обитаемых зонах может существовать на протяжении полутора миллиардов лет. Это значительный отрезок времени и я думаю, что у нас есть все шансы обнаружить жизнь в этих регионах”, – отметил Рамирес.

Новое исследование было опубликовано в Astrophysical Journal.