Эта газовая экзопланета с двумя солнцами теряет свою атмосферу

Иллюстрация Kepler-47, другой экзопланеты, вращающейся вокруг двух солнц. Авторы и права: NASA / JPL-Caltech / T. Pyle.

Недавно была обнаружена юная экзопланета, которая уже полностью сформировалась, но всё ещё претерпевает некоторые изменения, вращаясь вокруг молодой звезды в двойной системе, и находка может дать некоторое представление о том, как планеты формируются в нашей собственной Солнечной системе.

Учёные из Дартмутского колледжа в Нью-Гемпшире наблюдали за планетой с помощью космического телескопа TESS, который был запущен в апреле с целью поиска инопланетных миров, вращающихся вокруг самых ярких звёзд ночного неба. Планета была обнаружена в ноябре 2018 года спутником НАСА, а затем подтверждена группой учёных из Дартмутского колледжа, в марте.

Экзопланета, названная DS Tuc Ab, была обнаружена в двухзвёздной системе (у неё два солнца), но она вращается только вокруг одного из своих звёздных родителей. Исследователи утверждают, что она совершает один оборот всего за восемь земных дней. По их оценкам, звёздной системе около 45 миллионов лет. Для сравнения, нашей Солнечной системе около 4,6 миллиардов лет.

Из-за своего молодого возраста экзопланета всё ещё испытывает некоторые быстрые изменения, такие как потеря атмосферного газа из-за излучения родительской звезды.

“Одной из общих целей астрономии является понимание общей картины того, как мы здесь оказались, как формируются звёздные системы и галактики и почему”, – сказала Элизабет Ньютон, доцент кафедры физики и астрономии в Дартмуте и соавтор исследования. “Находя звёздные системы, которые отличаются от наших, особенно молодые, у нас появляется надежда на то, что мы можем узнать, почему Земля и наша Солнечная система развивались так, как мы это видим”.

Наблюдая за испаряющейся атмосферой экзопланеты, учёные надеются предсказать, как мир будет развиваться в течение следующих нескольких миллиардов лет. В результате они надеются лучше понять, как потеря атмосферы могла повлиять на более старые планеты, включая и нашу Землю.

Согласно заявлению, за последние два десятилетия были обнаружены тысячи экзопланет, но лишь немногие из этих инопланетных миров вращаются вокруг молодой звезды. Учёные всегда стремятся наблюдать за молодыми мирами по мере их развития, чтобы получить представление о том, как формируются планеты.

Эта конкретная планета примерно в шесть раз больше Земли в диаметре. Из-за размера этого мира, который находится между Нептуном и Сатурном, учёные полагают, что он имеет состав, подобный составу больших планет в нашей Солнечной системе.

Яркость звезды позволяет учёным детально изучать планету, которая была открыта с использованием метода транзита, при котором учёные фиксируют небольшие изменения яркости звезды, происходящие, когда планета проходит перед своей звездой.

В будущих исследованиях астрономы надеются измерить массу этой экзопланеты и определить, какой тип молекул присутствует в её атмосфере.

Исследование было опубликовано 23 июля в The Astrophysical Journal Letters.