Грибы на Марсе? 5 недоказанных утверждений о существовании инопланетной жизни

Грибоподобные объекты на Марсе. Авторы и права: NASA.

Недавние публикации утверждают, что исследователями были обнаружены доказательства существования грибовидных форм жизни на поверхности Марса. Как оказалось, эти особенности хорошо известны и были обнаружены камерами на борту марсохода Opportunity (НАСА) вскоре после того как он достиг поверхности Красной Планеты в 2004 году.

На самом деле это вовсе не живые организмы, а “конкреции гематита” – маленькие сферические кусочки минерала гематита, и их точное происхождение до сих пор обсуждается учёными. Гематит представляет собой соединение железа и кислорода. Сферические породы на Марсе могли образоваться в результате постепенного накопления материала в медленно испаряющейся жидкой водной среде. Они также могли быть произведены вулканической активностью.

Так или иначе, грибов там нет. Территория вокруг места посадки Opportunity усеяна гематитными сферами, их можно увидеть по всей поверхности, их также нашли погребёнными под землёй и даже в скалах.

Ископаемые черви

Эти космические “грибы” были не первым “доказательством” инопланетной жизни. 7 августа 1996 года тогдашний президент США Билл Клинтон объявил о возможности того, что учёные обнаружили древние окаменелые останки микроорганизмов в метеорите, обнаруженном в Антарктиде в 1984 году.

Метеорит ALH 84001 – один из немногих камней, которые прилетели к нам с Марса. Эти камни были выброшены с поверхности планеты в результате извержений вулканов или ударов метеоритов и дрейфовали в космосе, вероятно, миллионы лет, прежде чем оказались на Земле.

Грибы на Марсе? 5 недоказанных утверждений о существовании инопланетной жизни

Изображение необычных структур, полученное с помощью электронного микроскопа высокого разрешения. Авторы и права: NASA.

Крошечные структуры, обнаруженные внутри метеорита с помощью мощных микроскопов, напоминают микроскопические червеобразные организмы, и, вероятно, им миллиарды лет. Споры об истинном происхождении этих структур продолжаются и сегодня – многие учёные отмечают, что хорошо известные неорганические процессы вполне способны создавать структуры, напоминающие живые организмы. Другими словами, просто потому, что что-то может выглядеть немного похоже на жизнь (грибы или что-то ещё), это не значит, что это на самом деле так.

Загадочные газы

В 1970-х годах “Викинги”, роботизированные спускаемые аппараты НАСА, провели серию экспериментов, направленных на проверку марсианской почвы на наличие там микроорганизмов.

В ходе экспериментов небольшие образцы марсианского грунта химически обрабатывались в реакционных камерах на борту спускаемых аппаратов. В одном из них в образцы почвы добавляли питательные вещества, содержащие радиоактивный углерод-14. Теоретически он должен поглощаться любыми растущими и размножающимися микробами. Затем углерод-14 со временем всё больше бы “испарялся”, показывая тем самым устойчивое увеличение концентрации в реакционной камере.

Грибы на Марсе? 5 недоказанных утверждений о существовании инопланетной жизни

Фото Марса, полученное орбитальным аппаратом “Викинг 1” в 1970-х годах. Авторы и права: NASA / JPL / USGS.

После химического анализа каждый образец почвы постоянно нагревали до сотен градусов, чтобы уничтожить любые микроорганизмы, что позволило бы увидеть, прекратились ли какие-либо реакции в почве. Интересно, что этот конкретный эксперимент действительно показал устойчивое увеличение содержания углерода-14 с течением времени, которое действительно прекратилось после нагревания до температуры выше точки кипения воды. В качестве объяснения было предложено несколько неорганических химических реакций. Таким образом, эти результаты остаются неубедительными и до сих пор обсуждаются.

Совсем недавно в марсианской атмосфере были обнаружены незначительные количества метана. Это также интригует, поскольку известно, что живые организмы на Земле выделяют метан. Ещё раз, однако, необходимо подчеркнуть, что это не окончательное доказательство присутствия там жизни. Метан также может быть произведён в результате ряда неорганических процессов.

Ух ты!

В 1977 году американский радиотелескоп Big Ear зафиксировал необычный радиосигнал во время сканирования неба. Сигнал длился всего пару минут, был очень мощным и обнаруживался в узком диапазоне частот. Эти факторы частично исключают естественные причины, поскольку большинство естественных радиоисточников можно обнаружить в широком диапазоне частот.

С тех пор точный сигнал больше не обнаруживался, несмотря на частые радиообследования одной и той же части неба. Сигнал был настолько необычным в то время, что дежурный астроном Джерри Эман обвёл распечатку сигнала красной ручкой и написал “Вау!” рядом с ним.

Грибы на Марсе? 5 недоказанных утверждений о существовании инопланетной жизни

Необычный сигнал “6EQUJ5” или “Wow!”, обнаруженный в 1977 году. Авторы и права: Big Ear Radio Observatory and North American AstroPhysical Observatory (NAAPO).

На протяжении многих лет предлагались различные объяснения, в том числе то, что сигнал генерировался проходящей кометой или передачами спутника, находящегося на околоземной орбите. Точное происхождение сигнала Wow! до сих пор полностью не объяснено и остаётся интригующей загадкой.

Звезда Табби

Ключевым инструментом поиска планет является метод транзитов – наблюдения за светом от звезды, которые позволяют увидеть, периодические изменения её яркости, когда перед ней проходит планета. В 2015 году профессиональные астрономы, работающие с гражданскими учёными из проекта Planet Hunters, объявили об открытии близлежащей звезды, которая показывает необычно сильное и периодическое мерцание с течением времени.

Звезда Табби названа в честь астронома Табиты Бояджян, которая была ведущим автором статьи, сообщающей об открытии. Данные космического телескопа “Кеплер” показали не только регулярное затемнение, как можно было бы ожидать от планеты, но и очень нерегулярные падения света и, что интересно, последовательное уменьшение светового потока в течение нескольких лет.

Грибы на Марсе? 5 недоказанных утверждений о существовании инопланетной жизни

Инопланетная мегаструктура, окружающая звезду Табби в представлении художника. Авторы и права: Printerest.

Это в высшей степени необычное поведение породило множество теорий, объясняющих наблюдения, в том числе кометную пыль или обломки от мощного удара. Некоторые также предположили, что это были признаки развитой инопланетной цивилизации, строящей мегаструктуру вокруг звезды. Но дальнейшие наблюдения не нашли доказательств, подтверждающих эту идею. Например, радиотелескопы не смогли обнаружить никаких необычных сигналов от звезды. Сегодня учёные, стоящие за открытием, считают, что необычные провалы в яркости вызваны облаками космической пыли, проходящими перед звездой.

Какими бы захватывающими они ни были, важно относиться к заявлениям об инопланетной жизни со здоровой долей скептицизма, и это действительно то, что учёные делают. Никаких убедительных доказательств существования внеземной жизни не найдено… пока.