“Хаббл” наблюдает за планетарными туманностями NGC 6302 и NGC 7027

На этом изображении “Хаббла” показана туманность NGC 7027. Авторы и права: NASA / ESA / J. Kastner, Rochester Institute of Technology.

Новые изображения, полученные космическим телескопом “Хаббл” (НАСА / ЕКА) помогли астрономам определить быстрые изменения в материале, который был выброшен звёздами, находящимися в центрах двух молодых планетарных туманностей: NGC 6302 и NGC 7027.

NGC 6302, широко известная как туманность Бабочка, находится на расстоянии 2417 световых лет от нас в созвездии Скорпиона. Она простирается более чем на два световых года, что составляет примерно половину расстояния от Солнца до Проксимы Центавра.

NGC 7027 находится на расстоянии около 3000 световых лет в созвездии Лебедя. Объект необычайно маленький, размером всего 0,2 на 0,1 световых года.

“Новые многоволновые наблюдения “Хаббла” дают на сегодняшний день наиболее полное представление об этих впечатляющих туманностях”, – сказал доктор Джоэль Кастнер, астроном из Рочестерского технологического института.

Новые изображения “Хаббла” наглядно показывают, как NGC 6302 и NGC 7027 меняют свою структуру за чрезвычайно короткие сроки.

В частности, наблюдения “Хаббла” помогают исследователям проследить историю ударных волн в туманностях. Такие удары, как правило, возникают, когда быстрые звёздные ветры врезаются и сметают газ и пыль, которые были выброшены звездой ранее. Это также приводит к образованию пузырьковых полостей с чётко очерченными границами.

Астрономы подозревают, что в центре каждой туманности существовало две звезды, вращающиеся друг вокруг друга.

Свидетельством этого “дуэта” являются причудливые формы этих туманностей. У каждой есть сжатая, пыльная талия и полярные лепестки, а также другие, более сложные симметричные узоры.

Ведущая теория, объясняющая такие формы планетарных туманностей заключается в том, что звезда, теряющая массу, является одной из двух звёзд в двойной системе.

Две звезды вращаются друг вокруг друга настолько близко, что в конечном итоге они образуют газовый диск вокруг одной или обеих звёзд. Затем диск запускает механизмы, благодаря которым появляются полярно-направленные лепестки газа.

Результаты исследования были представлены в статье, опубликованной в журнале Galaxies.

Больше информации: https://www.mdpi.com/