Изучен ультрафиолетовый источник рентгеновского излучения UGC 6456

Изображение UGC 6456, полученное из данных “Чандры”. Авторы и права: Винокуров и др., 2019.

Российские астрономы провели детальное исследование одного из источников ультрафиолетового излучения (ULX) в галактике UGC 6456. Результаты исследования, представленные в статье, опубликованной 20 ноября на сайте arXivOrg, позволяют предположить, что этот источник, обозначенный UGC 6456 ULX, является одним из самых ярких известных ULX в оптическом диапазоне.

ULX – это точечные источники в небе, которые настолько ярки в рентгеновских лучах, что каждый из них излучает больше, чем 1 миллион Солнц на всех длинах волн. Они менее яркие, чем активные галактические ядра, но более устойчивы, чем любой известный звёздный процесс. Хотя были проведены многочисленные исследования ULX, основная природа этих источников до сих пор остаётся нерешенной.

Находящаяся на расстоянии около 14,8 миллионов световых лет от нас, UGC 6456 является одной из ближайших голубых компактных карликовых галактик. Она содержит UGC 6456 ULX – временный, недостаточно изученный источник, свойства которого остаются нераскрытыми.

Недавно группа астрономов во главе с Александром Винокуровым из Специальной астрофизической обсерватории в Нижнем Архызе, Россия, сообщила о новом исследовании UGC 6456 ULX, которое идентифицировало оптический аналог этого ULX и пролило больше света на параметры этого источника. Исследование основывалось главным образом на анализе архивных изображений UGC 6456 ULX, полученных с помощью рентгеновской обсерватории “Чандра” и космического телескопа “Хаббл”.

“Мы представляем предварительные результаты исследования ультрафиолетового источника рентгеновского излучения UGC 6456 ULX. (…) Чтобы идентифицировать оптический аналог UGC 6456 ULX, мы использовали архивные снимки этого объекта”, – пишут астрономы.

Согласно исследованию, UGC 6456 ULX демонстрирует изменения светимости более чем на два порядка при пиковом значении 17 дудециллионов эрг/с в диапазоне энергий 0,3–8 кэВ. Абсолютная величина этого источника в ярком состоянии превышает -7,6, что делает его одним из самых ярких ULX в оптическом диапазоне из всех известных на данный момент.

Исследование показало, что UGC 6456 ULX демонстрирует высокую оптическую и рентгеновскую изменчивость, однако природа такого поведения является неопределённой и требует дальнейших исследований. Астрономы отметили, что переменность этого источника имеет амплитуду, аналогичную наблюдаемой в NGC 7793 P13 – хорошо изученном ULX с нейтронной звездой.

Кроме того, в исследовании сообщается о корреляции между оптическим и рентгеновским потоками в UGC 6456 ULX. По мнению исследователей, обнаружение широких и переменных линий водорода, а также эмиссионных линий гелия поддерживает сценарий сильного ветра, исходящего из аккреционного диска.