На Марсе существовали крупные реки

Фотография сохранившегося русла реки на Марсе, сделанная орбитальным зондом НАСА (синий цвет – ниже, жёлтый – выше). Диапазон высот составляет около 35 метров. Авторы и права: NASA / JPL / Univ. Arizona / UChicago.

Новое исследование предполагает, что на Марсе существовали большие реки ещё задолго до того, как планета потеряла большую часть своей атмосферы около 3,7 миллиардов лет назад.

Однако новое исследование показало, что марсианские реки, вероятно, полностью высохли всего около 1 миллиарда лет назад. И эти водные пути были большими – в среднем шире, чем на Земле.

“Мы видим, что Марс не просто имел один влажный период в начале своей истории”, – сказал ведущий автор исследования Эдвин Кайт (Edwin Kite), доцент кафедры геофизических наук в Чикагском университете. “Мы видим, что таких периодов было несколько”.

Кайт и его коллеги провели глобальное исследование древних водных путей Марса, охарактеризовав более 200 таких систем, используя изображения и другие данные, полученные с орбиты. Они получили оценки возраста для этих рек путём подсчета кратеров в окружающей местности.

Работа группы предполагает, что марсианские реки интенсивно текли на протяжении большей части 4,5-миллиардной истории планеты. Впечатляющая ширина рек – во многих случаях более чем в два раза больше, чем у сопоставимых земных рек – является свидетельством этой интенсивности.

Неясно, сколько воды несли марсианские реки, поскольку их глубину трудно оценить. По словам Кайта, для определения глубины обычно требуется тщательный анализ пород и гальки в русле реки, и такая работа была проделана только в нескольких местах на Марсе, таких как кратер Гейла, исследованием которого с 2012 года занимается марсоход Curiosity.

Древние реки Марса отсутствовали только в некоторых районах; вероятно, они были широко распространены во всех остальных уголках планеты.

Исследователи не первые, кто предположил, что у Марса было несколько влажных периодов. Но их работа, которая была опубликована 27 марта в журнале Science Advances, предоставляет новые подробности, которые могут помочь лучше понять историю климата планеты и её потенциал для будущей колонизации.

Кроме того, размер рек указывает на то, что они текли непрерывно, а не только в течение нескольких минут в наиболее тёплый период марсианского дня.

Новое исследование также показывает, что учёным ещё многое предстоит узнать об эволюции климата на Марсе. Например, как именно тонкая атмосфера планеты могла формировать сильные осадки? Какой процесс или процессы привели к появлению циклов мокрый-сухой в течение длительного периода времени?

“Наша работа отвечает на некоторые существующие вопросы, но поднимает новый”, – сказал Кайт в заявлении. “Что не так: модели климата, модели эволюции атмосферы или наше базовое понимание хронологии внутренней Солнечной системы?”

По словам Кайта, усовершенствованные методы моделирования могут помочь ответить на этот вопрос, а также проанализировать данные, которые Curiosity будет собирать, продолжая исследовать гору Шарп, высотой 5,5 километров, которая поднимается из центра кратера Гейла. Исследователи миссии утверждают, что многочисленные слои породы на горе Шарп содержат информацию о климатических изменениях Марса.

Марсоход НАСА 2020 также, вероятно, внесет свой вклад в это дело, добавил Кайт. Новый робот НАСА, запуск которого запланирован на июль следующего года, будет изучать древнюю дельту реки в кратере Джезеро.

По словам Кайта, если появится более чёткая картина климатической истории Марса, то она сможет найти применение и в других исследованиях.

Больше информации: http://advances.sciencemag.org/