Обнаружен аккрецирующий миллисекундный рентгеновский пульсар

Кривая блеска пульсара MAXI J0911−655, который наблюдался с помощью Swift-XRT, XMM-Newton, NuSTAR и INTEGRAL. Авторы и права: Sanna et al., 2016.

Новый аккрецирующий миллисекундный рентгеновский пульсар (AMXP) был обнаружен в одном из самых массивных скоплений нашей галактики – скоплении NGC 2808. Недавно обнаруженный AMXP получил обозначение MAXI J0911-655 и является частью ультракомпактной бинарной системы. Статья, описывающая открытие была опубликована сервере препринтов arXivOrg.

Рентгеновские пульсары демонстрируют строгие периодические изменения интенсивности рентгеновского излучения, которые длятся всего несколько секунд. AMXP представляют собой необычный тип рентгеновских пульсаров, в которых изменение интенсивности излучения обусловлено поглощением вещества звезды-компаньона и может длится на протяжении нескольких дней. Эти объекты используются учёными в качестве астрофизических лабораторий.

MAXI J0911-655 впервые был замечен 19 февраля 2016 года, инструментом MAXI, установленном на Международной Космической Станции. MAXI наблюдает космическое пространство в диапазоне рентгеновских лучей от 0,5 до 30 кэВ. Несколько дней спустя, наличие рентгеновского источника в скоплении NGC 2808 было подтверждено космическим телескопом “Свифт” (НАСА).

Проведённые в апреле и мае 2016 года дополнительные наблюдения данного источника группой европейских исследователей во главе с Андреа Санна (Andrea Sanna) из Университета Кальяри в Италии, выявили когерентные пульсации объекта в рентгеновском диапазоне. Используя XMM-Newton (ЕКА) и спектроскопический телескоп NuStar (НАСА), команда учёных зафиксировала рентгеновские пульсации на частоте 339,97 Гц, а их период составил 2,9 мс.

Исследователи также обнаружили, что MAXI J0911-655 является частью ультра-компактной двойной системы с орбитальным периодом около 44 минут. Они подсчитали, что нейтронная звезда системы примерно на 40 процентов массивнее, чем Солнце, а звезда-компаньон имеет минимальную массу около 0,024 солнечных масс.

На сегодняшний день учёным известно о существовании лишь 18 пульсаров такого типа. Таким образом, любое новое открытие в этой области имеет высокую научную ценность для астрономов, пытающихся лучше понять процессы, происходящие в двойных системах.